Второе рождение фрески по феерии А. Грина «Алые паруса» размещенной в Информационно-культурно-досуговом центре пос. Теплоозерск

15 января в 15.00 часов в Информационно-культурно-досуговом центре поселка Теплоозерск состоится открытие фрески по феерии А. Грина «Алые паруса» после реставрации.

Фресками называют художественное оформление стены, при котором рисунок наносится на стены и потолки внутри помещения.

Гордость теплоозерцев – масштабная фреска в местном Информационно-культурно-досуговом центре пос. Теплоозерск Облученского района Еврейской автономной области. Длинна фрески 30 метров, высота 5 метров. По оценкам специалистов, аналогов такой работы на Дальнем Востоке нет.

Авторы работы – московские художники-монументалисты Анатолий Гребенщиков, Евгений Клейменов и Виктор Мясоедов выпускники Суриковской академии.  В 1976 они были приглашены директором Теплоозерского цементного завода Кожемякиным Георгием Васильевичем, чтобы создать неординарный художественный объект. Работа была выполнена в период 1976-1978 гг. В 1979 году фреска была оценена в 150 тысяч рублей и включена в Художественный фонд СССР. Полотно было взято под охрану государства как памятник монументальной живописи. После распада СССР данное произведение культуры было по неизвестным причинам снято с реестров культурного наследия.

Согласно первоначальному плану, художники должны были изобразить градообразующее предприятие – цементный завод. Но тут своё категорическое «нет» сказали цементники. Мол, мы и так каждый день ходим в цеха и видим индустриальные пейзажи…. Тогда на экстренном заседании художественного совета было решено поменять концепцию сюжета. Сделать что-то очень яркое и красивое.

На панно, богатом цветовыми оттенками, запечатлён момент подхода к бедной деревушке, расположенной на берегу моря, брига под парусами. Справа на фреске представлено детство Ассоль. В центре – юная девушка встречает корабль. Заканчивается сюжет свадьбой Грея и Ассоль: за большим столом художники собрали жителей посёлка. Здесь и уборщица дома культуры, и местный плотник, и бухгалтер цементного завода. Очень примечательно, что почти все персонажи (около сотни) этого полотна нарисованы с натуры: в качестве моделей послужили реальные жители пос. Теплоозерск – от детей до стариков. Запечатлели московские художники и себя на этом монументальном арт-объекте.

Долгое время произведение находилось в запущенном состоянии, можно было наблюдать следы разрушения от сырости, подтоплений, резких перепадов температур, оно нуждалось в реставрации. Однако за все эти годы так и не удавалось изыскать необходимых средств.

В период с 2018 по 2020 год работник дома культуры, член союза художников России Еремин Сергей Константинович безвозмездно выполнил, реставрацию, тем самым внес огромный вклад в восстановление и поддержание культурного наследия ЕАО. Огромную помощь оказал Теплоозерский цементный завод в лице управляющего Сысоева Евгения Николаевича, закупив необходимые для этого материалы.

Благодаря их стараниям фреска ещё долгие годы будет радовать жителей посёлка. В настоящее время она стала объектом исследовательских работ школьников. Люди, приезжающие в посёлок, с удовольствием рассматривают и слушают историю создания этой фрески.

PS. В современном мире фреска на стене – это и дань высокому искусству, оригинальное украшение интерьера и признак изысканного вкуса.

В античных храмах и средневековых базиликах, в покоях королей и фараонов художественная роспись стен создавала особую атмосферу величия и неземной красоты. Сменился ритм жизни, появились новые материалы, но фреска не утратила своего значения и по-прежнему остается достойным украшением помещений.

Техника фрески очень трудна для начинающих, поскольку при росписи по сырой штукатурке нельзя вносить изменения, а также сложно судить о колористических оттенках. Ведь после высыхания цвет красок изменяется. Понимание подобных нюансов приходит только с опытом.

Искусством создания фресок сегодня владеют сравнительно немногие художники, это мастерство было более популярно в эпоху раннего Возрождения. А сама техника росписи по сырой штукатурке появилась несколько тысячелетий назад. Храмовые росписи с давних времен обеспечивали гармоничность мировосприятия, причем лики и фигуры на фресках, как правило, были неразрывно связаны с исторической и бытовой средой своего времени. Храмы того периода расписывали великие художники – Микеланджело, Джотто ди Бондоне, Рафаэль, Сандро Боттичелли и многие другие.

Но радует то, что в современном мире все чаще стены зданий стремятся украсить росписями. И это дает надежду, что утраченное искусство непременно возродится.