Вепринский Ефим Борисович рассказал журналистам об истории фотоискусства в ЕАО

Материалы взяты с сайта  независимой интернет-газеты «vremya-bir.r»

В год 80-летнего юбилея Биробиджана член Союза фотохудожников России Ефим Вепринский начал исследовать работы классиков фотоискусства, творивших в ЕАО в 30-е годы. И хотя их участие в создании фотолетописи Еврейской автономии было скорее эпизодическим, сам факт их обращения к этой теме был очень важен, считает Ефим Вепринский.

«История фотографии в областном центре Биробиджанцам, давно проживающим в городе, хорошо известно о культуре нашего региона, но в основном о литераторах: поэтах и писателях, которые приехали во время появления в дальневосточном крае Биро–Биджанского района, затем переименованного в Еврейскую автономную область. А через три года станция Тихонькая получила статус города – Биробиджан. Литераторы здесь жили, работали в областных газетах, а известный писатель Эммануил Казакевич даже трудился председателем колхоза в Валдгейме. В тридцатые годы работал в областном центре профессиональный еврейский театр, в городе жили музыканты, певцы, самодеятельность была почти на каждом предприятии, имеющим свои клубы: на мебельной и швейной фабриках, обозном заводе, у строителей и других. Меня, как человека занимающегося фотографией, в этом году уже пятьдесят лет, конечно, интересует, а как в те далёкие годы присутствовала в нашем городе фотография и фотожурналистика. Ведь в Советском Союзе, как и в мире, этот вид творчества развивался очень быстро. Правда фотоаппараты были громоздкие, крепились на треногах, и чтобы сделать снимок требовалось время. Низкочувствительные фотоматериалы, съёмка на пластины – мастерам того времени можно только посочувствовать. Оказывается, фотографы жили и в Биробиджане, но выяснить, где они работали, пока не удалось. В газетах было мало фотографий – только портреты, причём павильонные, производственные снимки появились и получили развитие позже. Некоторые из них были представлены на второй Всесоюзной фотовыставке в Москве в 1935 году. Среди известных фотожурналистов того времени, проживавших в столице, фамилия Л. Гершковича не встречается, хотя фотографии этого мастера присутствуют в различных изданиях. Предположительно он проживал в Биробиджане, но приехал с Харькова. В областном краеведческом музее сохранились фотографии двух альбомов, подаренных области, и снимки наверняка сделаны и Гершковичем. Сколько он прожил в городе, неизвестно. В 30-е годы в Биробиджане жили и работали Х. Гринберг, Г. Ройзман, Н. Соколов, П. Русанов. Они были уже фотографами нового направления производственных портретов и жанровых снимков. Учитывая аппаратуру того времени, фотографии были в основном постановочные. Первая Всесоюзная фотовыставка прошла в Москве в 1928 году, в экспозиции было представлено пятьсот фотографий двадцати трёх авторов. В это время первые переселенцы стали приезжать на станцию Тихонькая для строительства области. А следующая выставка состоялась через семь лет в 1935 году. Тогда фотографическая общественность разделилась на два лагеря: консервативная – портреты и пейзажи и прогрессивная. Одним из лидеров того времени был Александр Родченко, ставший позже известным фотографом мирового уровня. Авторами второй выставки были мастера светописи, которые приезжали в область и оставили нам фотоисторию первых лет жизни города и области. Это Макс Альперт, Семён Фриндлянд, ставшие сподвижниками Александра Родченко. Они печатали свои снимки в журнале еврейской советской общественности «Трибуна», издававшимся ОЗЕТом. С этим многотиражным иллюстрированным журналом сотрудничали и другие известные советские фотографы, один из них Роман Кармен. В начале тридцатых годов советская промышленность стала выпускать малогабаритные фотоаппараты ФЭД, и репортёрам стало легче работать. Л. Гершкович во второй половине тридцатых годов был репортёром «Трибуны». В журнале высоко оценили его серию снимков, сделанных на фабрике гнутой мебели имени Димитрова в Биробиджане. Эти крупноформатные фотографии соединяют в себе принципы репортажной съёмки с элементами пикторальной композиции, заимствованной из творческого опыта «демократического изобразительного искусства». На снимке «Цех производства стульев» монументальные фигуры рабочих, откровенно позирующих перед фотокамерой, вполне соответствуют «методу образного обогащения действительности».

Фабрика гнутой мебели в Биробиджане. Фото Л. Гершковича

Производственный портрет работницы цеха гнутой мебели, несмотря на почти родченковское диагональное построение кадра, близок скорее к живописи, чем репортажной фотографии. Но эта работа проникнута искренней симпатией к слегка смутившийся перед наведённым объективом девушке. Хотя фотосерия в целом довольна интересна, столь нарочитая постановка кадров лишает многих из них той достоверности, которой по определению должен отличаться настоящий фоторепортаж.

Работница фабрика гнутой мебели. Фото Л. Гершковича.

Выполненные Х. Гринбергом в 1936-1937 годах портреты биробиджанских передовиков производства уже полностью соответствуют канонам социалистического реализма. Похоже, он почти буквально следовал советам авторов популярных брошюр для фотокорреспондентов , которые рекомендовали снимать производственный портрет рабочего, инженера, агронома, когда фотографируемые не работают. Обстановка же, производственная одежда, инструмент, перо или кисть в руке будут служить деталями, выявляющими профессию фотографируемого человека.

Старший кондуктор Самуил Гулуб. Фото Х. Гринберга.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов фоторепортаж из выставочных залов уверенно шагнул на страницы прессы. Начали массово издаваться крупноформатные иллюстрированные журналы, фотография появилась в газетах. В советской печати всё большим спросом пользовались репортажные снимки. В 1930 году вышел первый номер журнала «СССР на стройке», созданный по инициативе Максима Горького. Это новое издание, ставило перед собой широкие пропагандистские задачи. Фотографии были поставлены на службу строительства не случайно, а систематически и постоянно.

Окрестности Биробиджана. Фото М. Альперта и С. Фриндлянда.

«СССР на стройке» печатался на пяти языках, доставлялся во все дипломатические и торговые представительства Советского Союза и в различные организации за границей. Таким образом, журнал изначально был ориентирован на зарубежного читателя, для которого высокий уровень публикуемых фотографий и художественного оформления издания был основным критерием оценки жизни в СССР. Поэтому для работы в журнале были привлечены лучшие фотографы и художники того времени.

Семья колхозника Михеля Гефена. Фото М. Альперта и С. Фриндлянда.

Около двадцати номеров подготовил Александр Родченко, выдающийся фотохудожник, дизайнер, мастер фотомонтажа. Велика была роль А. Родченко и в развитии советского фотоискусства .Многие характерные для его работ приёмы съёмок впоследствии вошли в арсенал фотохудожников всего мира .Неудивительно, что в архивах ОЗЕТа и ОРТ имеется много снимков, выполненных в характерной «родченовской» манере.

Пионерский лагерь. Фото Х. Гринберга.

В 1933 году вышел тематический номер журнала «СССР на стройке», посвящённый освоению Дальнего Востока. Почти половина страниц журнала отведена фотографиям, сделанным в Еврейской автономной области. Эти фотоснимки охватывают едва ли не все жанры советского фоторепортажа. Есть здесь выполненный методом монтажа в духе Родченко впечатляющий фотоочерк о первых шагах переселенцев в ЕАО. Широко представлены фотопейзажи заповедных уголков дальневосточного края, сделанные из кабины самолёта. Особой выразительностью отличаются ракурсные фотопортреты передовиков производства: трактористов, пасечников, рыбаков. Авторами этих снимков были прославленные мастера советской фотографии Макс Алперт и Семён Фриндлянд. Пчеловод Исаак Буршин. Фото М. Альперта и С. Фриндлянда Спортсмены ЕАО. Фото Л. Гершковича Хотя участие корифеев советского фотоискусства в создании фотолетописи Еврейской автономии было скорее эпизодическим, сам факт их обращения к этой теме был очень важен. На них ровнялись, им подражали, у них учились».

Ефим ВЕПРИНСКИЙ

председатель Общества фотоискусства ЕАО,

член Союза художников России