Телефон приемной:
Мы в социальных сетях

Точка как бесконечное начало

Непрофессиональный художник выразил в своём искусстве невыразимое

Если вы любите разгадывать загадки, то вам сюда – в выставочный зал музея современного искусства ЕАО. Там стены заняла персональная художественная выставка Дмитрия Иванова – хореографа известного танцевального коллектива «Мазлтов».

Названа выставка «ТОЧКААА» — именно так. Вероятно, повторяющееся трёхкратно окончание – это зашифрованное многоточие. Точке во всех её проявлениях и толкованиях автор «персоналки» уделил немало внимания в самом начале.

— Точка – самый распространённый знак препинания, знак финала. Но, написав очередное произведение и поставив в конце его точку, писатель ведь не ставит точки в своём творчестве – он надеется на продолжение. Таким образом, точка превращается в знак бесконечности, – развивал свою логику Дмитрий.

И ведь действительно: многоточие в конце произведения с так называемым открытым финалом или просто в конце строки означает возможность читателя самостоятельно домыслить что-то за автора, вместе с автором, стать соавтором, пусть и неофициальным…

Мысли в ряде работ действительно неординарные. Ну или не все люди, по крайней мере, задумываются о том, на что обратил внимание Дмитрий. Например, простенькая с виду работа «Носки», как раз пёстрые носочки в профиль и изображающая, символизирует ни больше ни меньше как…изменение приоритетов в современном обществе. Видели когда-нибудь носочки с принтами работ великих художников или портретами знаменитостей? Автору этих строк недавно на день рождения подарили подобные – с портретом                     А.С. Пушкина. Пушкин на твоих носках, у тебя в ногах! То ли я так в чьих-то глазах велик, то ли Пушкин больше не в цене… Это и есть та самая смена приоритетов.

«Фантазия авторов современной культуры тесно переплелась с маркетингом, – поясняет Дмитрий. – На историческом пути культура развивалась от низкого, примитивного к высокому, сложному, совершенному. А путь нынешней цивилизации, похоже, от высокого – к низкому».

Цивилизация как антипод культуры, массовое производство как антипод творца, создающего шедевр. Искусствоведы и социологи, пожалуй, согласятся с трактовкой…

Предложив публике начать осмотр выставки его работ по часовой стрелке, Дмитрий Иванов пояснил, что хочет провести её от простого к сложному, подобно тому, как ребёнок познаёт мир. Художник таким образом приучал зрителей к своему взгляду на мир, к своим его трактовкам. И вниманием публики завладел надолго, попутно облегчив задачу сотрудникам музея, взяв на себя функцию экскурсовода по собственной «персоналке».

Работы на ней очень разные по стилю, по использованным материалам и по уровню исполнения. Что-то от символистов, что-то от восточной живописи гохуа, где-то авангард, а где и этнические мотивы… Об одних можно сказать словами юной зрительницы: «Есть высокотехничные работы», о других шептались: «Так и я нарисую». Но нарисовали не они – критики пришли сюда в качестве зрителей.

Явно с интересом встречался «японский» триптих Дмитрия Иванова, где центр держало крупное полотно «Пики Страны восходящего солнца». Три самых высоких телебашни Японии, заслонивших совсем замельчённый вдали конус священной горы Фудзияма. Рукотворные вершины застят природные. Так ли это хорошо – жить в высокоурбанизированном мире? Не потому ли оно до сих пор молится на древнюю Фудзи? Просто смысл молитв меняется незаметно для самих же людей.

Пойдём, поищем смыслы бытия?

«Биробиджанская Звезда», авт. Виктор Антонов