Станция Ин: шаги во времени

18 ноября в музейно-выставочном центре им. В.И. Клипеля пос. Смидович Еврейской автономной области прошла экскурсия для школьников по теме: «Станция Ин: шаги во времени», посвященная 110-летию станции Ин и пос. Смидович.

Экскурсию провела руководитель музейно-выставочного центра Томашевич Татьяна Викторовна. Она познакомила ребят с историей становления этих населенных пунктов, созданием депо и его назначением в тот период времени, рассказала о боевых действиях в годы Гражданской войны на территории Смидовичского района и становлении поселка в послевоенные и последующие годы. Один из стендов посвящен выдающимся людям поселка. Так ребята узнали о Белякове М.Д., Якименко А.Д., Тетюшиной В.П., Бардаль В.М., Дубинине В.Г., Тлустенко А.П. и др.

Немного истории.

Станция Ин, как и сам пристанционный посёлок, была основана в 1910 году. Название населённому пункту дано по одноимённой реке. В переводе с языка местных народов оно означает «верёвка, на которой натянута рыболовная сеть», «яма для хранения продуктов». По другим источникам название станции Ин в переводе с тунгусских диалектов означает «жизнь», «слепая кишка», «ноша, вьюк».

В 1912 году закончилось строительство участка Транссибирской железной дороги от станции Ерофей Павлович до Хабаровска. А в 1916 году с вводом в эксплуатацию моста через реку Амур у Хабаровска пошло сквозное движение поездов от Москвы до берегов Тихого океана. В то время паровозам необходимы были песок, вода, дрова, а позднее и уголь для заправки. Нужно было и депо. Такое депо, рассчитанное на один паровоз, появилось на станции Ин. Вместе с ним были построены для деповских рабочих и служащих жилые помещения – казармы. В первые два-три года в селении насчитывалось около 25 построек, расположенных на двух улицах (старый посёлок в районе, где сегодня находятся ПЧ-5 и НГЧ).

В 1914 году известный норвежский путешественник, учёный-полярник, исследователь Арктики, Фритьоф Нансен, совершил своё знаменитое путешествие по России, побывав в Сибири и на Дальнем Востоке, в частности, и на территории нынешнего Смидовичского района. Своё воспоминание он отразил в очерке «В страну будущего».

«…Видно было, что мы попали в страну, где живут сытно, так хорошо нас угостили. Начали с разных сортов икры – и чёрной, и красной, и свежей, и паюсной. В Амуре ловится много осетров, а кроме того, он изобилует амурской сёмгой или кетой, которая показалась мне не хуже нашей (норвежской–ред.) лососины. Вдобавок кета даёт красную икру чудесного цвета, вроде бледных рубинов. Кроме рыбы, край богат дичью, водящейся в лесах, поэтому стол наш ломился под всевозможными блюдами из рыбы и дичи…».

В 1915 году на Ине началось возведение каменного депо, в связи с чем возросло и число жителей.

С 1918 по 1922 год на территории Смидовичского района развернулись боевые действия Гражданской войны. Один за другим последовали Первый, Второй, Третий Инские бои.

В годы Гражданской войны на Дальнем Востоке инские железнодорожники воевали на стороне «красных» войск, устанавливали Советскую власть. А затем боролись с разрухой, делали всё возможное для строительства новой жизни. Об этом свидетельствуют памятники и братские могилы партизан и бойцов Народно-революционной армии Дальневосточной республики, которые находятся в черте нынешнего посёлка.

В соответствии с Всесоюзной переписью населения 1926 года общее число душ в посёлке – 2495, мужчин–1369, женщин –1126. В 1928 году в посёлке уже имелось почтовое отделение (телеграф, телефон, почта), в котором работали три человека, врачебный участок (больница, фельдшерский пункт, два врача, зубной врач, четыре фельдшера), два кооператива, школа-семилетка, начальная школа, вечерняя школа для взрослых, техникум мелиорации (в1933 году–30 учащихся), колхоз, опытно-мелиоративная станция, клуб, библиотека, кирпичный завод, районная контора Дальлеса, пекарня, детский сад и ясли, столовая, железнодорожное депо.

По материалам газеты «Районный вестник»