В целях реализации плана мероприятий Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Плана мероприятий, направленных на сохранение традиций и культуры народов, проживающих на территории области, Плана мероприятий по реализации в 2019-2020 гг. стратегии развития государственной политики российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года на территории Еврейской автономной области, управление культуры правительства Еврейской автономной области на своем сайте начинает размещать серию материалов из сборника методических рекомендаций «Профилактика экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях» разработанного ОГАОУДПО «Институт повышения квалификации педагогических работников» ОО «Педагогическая ассоциация ЕАО РФ».
Цель рекомендаций – помочь посетителям сайта, работникам культуры и образования правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, вести профилактику экстремизма и терроризма, развивать умения и навыки правильных действий при обнаружении подозрительных предметов, действий населения при получении информации об эвакуации и поступлении угрозы террористических актов по телефону, а также при захвате заложников.
Наиболее важным вопросом для объективного понимания личности террориста является вопрос, ради чего и почему террорист занимается террором – вопрос его внутренней мотивации. Анализ реальных субъективных мотивов, которыми руководствовались люди, хотя бы однажды участвовавшие в террористическом акте, позволяет выделить следующие основные группы таких мотивов:
- Меркантильные мотивы. Террор, как любая сфера человеческой деятельности, представляет собой оплачиваемый труд. Соответственно, для определенного числа людей это занятие – способ заработать.
- Идеологические мотивы. Это более устойчивые мотивы, основанные на совпадении собственных ценностей человека, его идейных позиций с идеологическими ценностями группы, организации, политической партии, с которыми он солидаризируется.
- Мотивы преобразования, активного изменения мира. Связаны с пониманием несовершенства и несправедливости существующего мира и настойчивым стремлением потенциального террориста улучшить, преобразовать мир.
- Мотив власти над людьми, глубинный мотив. Насилие применяется для утверждения личной власти. Через насилие террорист утверждает себя и свою личность, обретая власть над людьми.
- Мотив интереса и привлекательности террора как сферы деятельности. Для определенного круга, особенно из числа лиц обеспеченных и достаточно образованных, террор интересен просто как новая, необычная сфера занятий. Их занимают связанный с террором риск, разработка планов, всевозможные детали подготовки, нюансы его осуществления.
- «Товарищеские» мотивы эмоциональной привязанности в разнообразных вариантах – от мотива мести за вред, нанесенный товарищам по борьбе (единоверцам, соплеменникам, родственникам), соратникам по политической деятельности и т.д., до мотивов традиционного участия в терроре из солидарности – потому, что им занимался кто-то из друзей, родственников, соплеменников или единоверцев.
- Мотив самореализации – парадоксальный мотив. Самореализация, с одной стороны, – удел сильных духом людей, наиболее полное раскрытие личности через ее самоотдачу, растворение человека в террористическом акте, вплоть до самопожертвования. Однако, с другой стороны, такого рода самореализация – признание ограниченных возможностей и констатация несостоятельности человека, не находящего иных способов воздействия на мир, кроме насилия и деструкции. Такая самореализация, оборачивающаяся самоуничтожением, означает не более, чем признание факта собственной несостоятельности в этом мире.
Вместе с тем, можно выделить ряд личностных предрасположенностей, которые часто становятся побудительными мотивами вступления индивидов на путь терроризма и экстремизма:
— сверхсосредоточенность на защите своего «Я» при постоянной агрессивнооборонительной готовности;
— недостаточно полное осознание собственной личности или низкая самооценка, элементы расщепления личности; — сильная потребность в присоединении к группе, т.е. в групповой идентификации или принадлежности;
— переживание впечатления большой степени социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач;
— социальная изолированность и отчужденность, ощущение нахождения на обочине общества и потери жизненной перспективы.
При всех нюансах поведение потенциального террориста обычно представляет собой яркую и вполне очевидную разновидность асоциального, отклоняющегося поведения. Потакая исключительно собственным прихотям и идя навстречу своим желаниям, такие люди могут расходовать очень много энергии и усилий, но при исполнении своих прямых обязанностей они испытывают явные трудности и стараются переложить ответственность на других. У них отсутствуют привычные для обычных людей контроль и рассудительность. Часто это сочетается со склонностью к чрезмерному употреблению алкоголя, стремлением к бесконечной праздности, назойливостью по отношению к окружающим.
Одной из групп общества, наиболее восприимчивых к принятию и усвоению неких «новых» агрессивных идей, является молодежь. Отдельные лица, относимые к этой категории, отличаются определенными психологическими особенностями, среди которых выделяются эмоциональная восприимчивость, тревожность, поиск личностного и жизненного выбора, стремление переосмыслить нравственные и ценностные истины. Данные психологические особенности личности сочетаются с категоричностью, прямолинейностью, императивностью принятых решений. Своеобразие юношеской психологии, несформированность ценностных ориентиров как раз и характеризует психологические особенности личности незрелой, категоричной и нетерпимой в своих суждениях.
Способность воспринимать, осмысливать получаемую информацию, размышлять о ней, анализировать, отделять существенное от несущественного, выделять достоверную и недостоверную информацию, критически перерабатывать полученную информацию – вместе представляет собой мыслительную деятельность человека. Для профилактики и противодействия любым формам пропагандистского воздействия у молодежи важно формировать критическое мышление. Критическое мышление направлено на оценку, тестирование получаемой информации. Критическое мышление выражается, прежде всего, в способности человека видеть слабые места, ошибки, разного рода недочеты. Причем сама оценочная деятельность, возможность критики, оценки и анализа (как в теоретическом, так и в практическом плане) мотивируют действия человека, создают положительные эмоции: человеку свойственно познавать окружающее и размышлять о фактах и явлениях, об их причинах и следствиях.
Д. Халперн определяет следующие качества человека с критическим мышлением: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, поиск компромиссных решений.
Линдсей Д., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. выделяют препятствия критического мышления:
1) опасение быть слишком агрессивным: известно, что некоторые с детства усваивают мысль о том, что критиковать – значит быть невежливым;
2) боязнь возмездия: критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику в свой адрес;
3) переоценка собственных идей: мы неохотно меняем собственные взгляды и привычные представления;
4) чрезмерная стимуляция творческой фантазии также снижает критичность.