Приглашаем посетить книжную выставку «Вкусное, сдобное колесо съедобное»

В связи с открытием в Биробиджанской областной универсальной научной библиотеке им. Шолом-Алейхема книжной выставки «Вкусное, сдобное колесо съедобное», Надежда Панова рассказывает:

— Русь всегда славилась различными видами печёных вкусностей. Но, как описывает в своих кулинарных книгах В.Похлёбкин, на протяжении долгих лет русское чаепитие не обходится без калачей, сушек да бубликов. Вот о них об их истории и расскажут вам книги, которые подобраны для этой выставки.

Калач — старейший вид белого хлеба в России. Придумка эта сугубо русская, точнее московская. Московские калачи приобретают популярность в 19 веке, благодаря придворному повару Ивану Филиппову, который снискал славу первого хлебопёка в России, а позже и в Европе. О нём вы сможете прочитать в книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи».

Слово «калач» происходит от слова «коло», что значит «круг». Калачи выпекали в форме замка с дужкой-ручкой. Ручку никогда не ели, а выбрасывали или отдавали животным. Оттуда про тех, кто эти ручки подбирал, стали говорить: «Дошёл до ручки», т.е. стал бедным. Кроме ручки у калача есть животок и губа. Чтобы тесто хорошо пропеклось, животок у калача надрезают, и получается губа. Её присыпают мукой и снова закатывают. Отсюда «закатать губу».

Кроме московского калача были ещё саратовские и муромские. Саратовские по своей форме напоминали кулич. Если надавить на него сверху, калач легко превращался в лепёшку, а стоило отпустить, принимал первозданный вид. Слава к муромскому калачу пришла после того, как Екатерину II, проезжающую через Муром, угостили тем самым калачом. Императрица была в восторге, город ликовал, а в 1718 году обзавёлся новым гербом. В верхней части гербового щита – герб Владимирский (Муром находится во Владимирской губернии). В нижней – в голубом поле три крупитчатых калача. Один из символов города – памятник муромскому калачу. Изображение герба и памятника есть на выставке.

Не менее популярен в России и бублик. Хоть и считается он традиционно русским хлебным изделием, а придумали его, оказывается восточно-европейские евреи. Легенда гласит, что в далёком 17 веке, когда Вена была освобождена от турок, малоизвестный еврейский кулинар преподнёс польскому королю хлебобулочное изделие в виде круга, который имел форму стремени. Это и стало началом выпечки всем известного бублика. Особенно большую популярность он имел в Европе и Америке. В Польше и сегодня сохранился обычай дарить при рождении ребёнка бублик.

Около 100 лет назад появилась в белорусском селении Сморгони сушка. Пекли сушку специально для поощрения питомцев «Медвежьей академии» (школы дрессировки медведей). На российском столе сушка появилась в пору освоения русскими новых земель и была по сути своей консервированным хлебом. Прошло время и сушка становится не только желанным лакомством, но и признаком достатка. Ими украшали караваи, свадебные повозки, дома –развешивали вдоль стен.

610 год н.э. Итальянский монах выпекает pretiole (молящаяся награда в переводе). Он сложил полоски теста так, что они стали походить на скрещенные руки молящихся. Сим изобретением монах награждал детей за их успехи в обучении молитвам. В России подобная выпечка получила название крендель. Самыми знаменитыми были выборгские кренделя. Выпекали их на соломе, предварительно обварив в кипятке. Их неподражаемый вкус оценил Пётр I, по приказу которого крендели стали одним из главных угощений на его столе.

Завершая свой рассказ Надежда Панова напомнила, что в русской культуре хлеб и хлебобулочные изделия всегда занимали особое место. Ибо считалось, что люди, разделившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.