О выставке «ЕАО в картинах российских художников»

В Современном музее изобразительного искусства Еврейской автономной области продолжает работать выставка «ЕАО в картинах российских художников», которая была открыта 3 ноября 2019 года в ходе проведения Всероссийской акции «Ночь искусства».

У этих картин есть своя история. В 1984 году в Биробиджане прошла выставка «Земля, на которой я счастлив», посвященная 50-летию ЕАО. Основу экспозиции составляли картины членов Хабаровской организации Союза художников РСФСР.

Задуманная как рассказ о полувековом пути Еврейской автономии, выставка дала художникам возможность работать на основе интересного и практически неосвоенного исторического материала, возможность встретиться с людьми неординарными, теми, в чьих судьбах история области и ее сегодняшний день.

Особенностью выставки стало участие в ней небольшой, но представительной группы московских живописцев. В нее вошли именитая молодежь и художники старшего поколения: Лев Котляров, Татьяна Назаренко, Александр Ситников и другие. Участие это не было отвлеченным — москвичи работали над местными темами, которые порой пересекались с замыслами хабаровчан.

Часть картин, переданных художниками после завершения выставки в дар трудящимся области, сегодня заняли свое место в экспозиции.

 Так сложилось, что большую часть картин, посвященных советскому периоду истории ЕАО, создали художники из других регионов России. А вот отклик на быстро меняющийся современный облик области- прерогатива «местных» художников.

В экспозиции «Трудом преображенная земля» работам художников области отведено значительное место. В основном — это композиции, воспевающие красоту родного края и современный облик столицы ЕАО – Биробиджана.

В творческом багаже каждого художника, связавшего свою жизнь с Биробиджаном, есть картины, посвященные любимому городу. Улицы, скверы, городские окраины и тихие островки почти нетронутой прогрессом природы в разные годы становились «героями» картин Владимира Мизгальского, Григория Штанькова, Валентина Коровина, Валентина Горячева, Владислава Цапа и других авторов.

Среди них нет масштабных и по авторскому замыслу и по помпезности воплощения работ. В основном это камерные произведения этюдного плана, созвучные патриархальной прелести небольшого провинциального города. Но по этим картинам, как по архивным документам, можно проследить, как менялся и хорошел Биробиджан, лет пройдя путь от станции Тихонькой до вполне современного города – столицы субъекта Российской Федерации.

Некоторые виды города уже давно стали историей. Только на старых фотографиях и на картинах Владислава Цапа и Владимира Мизгальского, хранящихся в фонде музея можно увидеть деревянные вагоны, привезшие еврейских переселенцев на станцию Тихонькая, или кинотеатр «Юность», который когда то находился в городском парке или деревянные дома на улице Ленина.

Но все же многие городские виды, милые сердцу биробиджанцев, остались узнаваемыми. К примеру, вид на старый мост через Биру – излюбленный мотив Алексея Крюкова – и сегодня выглядит так же, как и 10 лет назад, как и здание типографии, запечатленное в акварели Ольги Домановой. И конечно, Бира! Наверное, каждый биробиджанский художник хотя бы раз писал реку и сопку с телевышкой, ставших своеобразными символами города.

С развитием города появились и новые «объекты», достойные кисти художника. Храм святителя Николая, Кафедральный собор, здание Общинного центра и синагоги, украсившие город вновь появившиеся памятники и фонтаны нашли свое отражение в картинах Виктора Гладкого, Сергея Толмачева и многих других живописцев и графиков.