Концерт с музыкой Микаэля Таривердиева

Зрители уходили с концерта с прекрасным настроением и трогательными воспоминаниями о музыке Микаэла Таривердиева!

В Биробиджанской областной филармонии состоялся концерт в котором звучала музыка Микаэля Таривердиева. «Чистая», «светлая», «прозрачная», «утонченная» – такими эпитетами нарекли мировые критики музыку Микаэла Таривердиева.

Музыкальные произведения М. Таривердиева исполняли артисты филармонии. Александра Николаева открыла концерт «Воспоминаниями» из кинофильма «17 мгновений весны» и далее выступила в роли аккомпаниатора и ансамблиста. Александра Ушакова восхитила зрителей вокалом в композиции «Музыка», а Евгения Шутова затронула самые потаенные уголки души глубокими произведениями на стих Бэллы Ахмадулиной и Марины Цветаевой. В новом прочтении прозвучали песни «Не уходи», «Ты не печалься» и всеми любимый «Маленький принц» в исполнении Дмитрия Михальчука и Владлены Лагуновой.

Александр Петрук представил фортепианные произведения из кинофильмов «Адам женится на Еве» и «Русский Рэгтайм». Егор Кононов украсил концерт великолепной игрой на саксофоне в инструментальной композиции «Последний романтик», которая и дала название всему концерту.

«Последний романтик» – пожалуй, самое точное название для Микаэла Таривердиева. Он тонко и изящно передает образы героев кинолент. Слушая его музыку, хочется думать только о возвышенном и прекрасном. Но если вы думаете, что музыка Таривердиева носит только романтический характер – вы заблуждаетесь. У композитора было превосходное чувство юмора! Песни его характерных героев настолько колоритны, что надолго остаются в памяти слушателей. Артист разговорного жанра Константин Мелисов представил на суд зрителя «Песню последнего жулика» и «Песню Чигалоттти» в синтезе актерского и вокального мастерства. Комические герои в его исполнении никого не оставили равнодушным.

Концертная программа завершилась произведениями из всеми любимого кинофильма «Ирония судьбы или С легким паром». В исполнении ансамбля филармонии (Николай Трапезников, Андрей Аминев, Владислав Трапезников, Вячеслав Карбушев, Егор Кононов, Александра Николаева, Владлена Лагунова) прозвучала прекрасная мелодия «Снег над Ленинградом». Ансамбль «Винил» (ГДК) искрометно исполнил «На Тихорецкую», а завершился концерт «Арией Московского Гостя», известной слушателям под названием «Если у вас нету тети…».

 

Сопровождал концерт рассказом о жизни и творчестве Микаэля Таривердиева ведущий Денис Шмыров, он поведал зрителям о сюжетах забытых кинолент и об интересных фактах их создания.

Микаэл Таривердиев (1931—1996) — выдающийся советский и российский композитор, народный артист РСФСР (1986), народный артист России. Микаэл Таривердиев родился в Тбилиси, в армянской семье.

Учился Микаэл Таривердиев в знаменитой 43 школе. Первым произведением, которое получило признание, стал гимн школы, который до сих пор помнят и поют на своих встречах выпускники школы разных лет. Потом он поступил в Тбилисское музыкальное училище и окончил его за год.  Тогда же он пишет два маленьких балета, которые были поставлены силами хореографического училища на сцене Тбилисского театра оперы и балета им. З. Палиашвили. На гонорар он купил шляпу. Это был первый профессиональный успех и первая работа на заказ.

С 1953-1957 — учится в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс композиции А. И. Хачатуряна). В эти годы Микаэл Таривердиев пишет первые свои вокальные циклы, которые впоследствии будут исполнять знаменитые певицы, а дебютировал композитор в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.

Институтские годы были счастливыми и плодотворными, несмотря на неустроенность и бедность быта, чтобы заработать на жизнь разгружает вагоны на Рижском вокзале, несмотря на запреты того, к чему он, как и многие, стремились – к познанию современной музыки, современных технологий. Но жадность в познании нового брала свое. В это же время знакомится со ВГИКовцами и начинает работать в кино.

Таривердиев пришел в кинематограф рано и, казалось бы, случайно. Как он неоднократно вспоминал и описал в своей книге появление в Институте имени Гнесиных ребят из ВГИКа, которые искали композитора для своей курсовой работы. Шла сессия, всем было некогда. Но жадный на новое Микаэл Таривердиев был такому предложению страшно рад. Так он стал автором музыки к своему первому фильму — «Человек за бортом».

За первыми работами последовали другие. Особую популярность приносят Таривердиеву знаменитые фильмы с его музыкой – «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». За музыку к фильму в 1977 г. он награждается Государственной премией СССР.

Именно в рамках кинематографа рождается то, что Микаэл Таривердиев назвал «третьим направлением». Не песня и не романс, что-то странное и поэтичное. Обязательно написанное на высококлассные, часто необычные стихи. Первым из композиторов Микаэл Таривердиев обратился к поэзии Б.Ахмадуллиной, А.Вознесенского, Е.Евтушенко. И именно он запечатлел их поэзию в музыку, навсегда слившись в единый, неразрывно сегодня живущий текст.

Тогда он работает с Еленой Камбуровой, создав ее стиль тех лет, он находит молодую Аллу Пугачеву, он творит не только музыку, но и ищет способ ее нового произнесения. И именно поэтому он начинает петь сам. Так рождаются монологи на стихи современных поэтов, уже перечисленных, к которым можно еще добавить Э. Хэмингуэя и М.Светлова, Е.Винокурова и Л.Мартынова, С.Кирсанова, Л.Ашкенази и Р.Рождественского.

В последние годы жизни Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа («Кассандра», «Полифоническая тетрадь»), «Десять хоральных прелюдий», Симфония для органа «Чернобыль», в которой нашли отражение впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после катастрофы. Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», написанный композитором по заказу альтиста и дирижёра Юрия Башмета.

Музыка Таривердиева, независимо от жанра, узнаваема с первых тактов: будь то музыка в кино, театре, опера или романс. Композитор всегда находился в постоянном развитии, придумывал для себя всё время что-то новое, экспериментировал, ставил перед собой новые задачи. В 1960-е годы, после успеха романсов, исполненных Зарой Долухановой, он провозглашает третье направление. Это вызов академизму с одной стороны, а с другой — массовой культуре. Но когда это направление подхватывается другими композиторами, он возвращается к академическим жанрам. Таривердиев обращается к классической опере-буфф, барочному полифоническому органному концерту.

Таривердиев является лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975), премии японской звукозаписывающей фирмы «Виктор» (1978). Возглавлял со дня основания гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России, был художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена».

Скоропостижно скончался от острого сердечного приступа 25 июля 1996 года. Похоронен на Армянском кладбище Москвы.

Биробиджанская Областная Филармония ждет всех любителей и ценителей хорошей музыки на новых концертах!