Реализуя мероприятия «Комплекса мер, направленных на развитие региональных систем обеспечения безопасного детства в Еврейской автономной области на 2019-2020 годы», утвержденного распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 11.03.2019 г. № 80-рп, организована работа центров семейного чтения на базе библиотек нашего региона. Это:
— Центр детской и юношеской книги МБУ «Центральная городская библиотека и её филиалы» МО «Город Биробиджан»;
— Центральная районная библиотека МКУК «Централизованная библиотечная система» МО «Ленинский муниципальный район»;
— МКУ «Районная библиотека» МО «Биробиджанский муниципальный район»;
— МКУ «Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания населения» город Облучье МО «Облученский муниципальный район»;
— Библиотека МКУ «Культурно-досуговый центр «Махаон» пос. Смидович МО «Смидовичское городское поселение».
Хочу заметить, что это не случайно, ведь ни для кого не секрет, что у современных детей потерян интерес к чтению. А ученые отмечают, что негативным фактором в формировании читателя-ребенка является утрата традиций семейного чтения. Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, обсуждение прочитанного, сближает членов семьи, объединяет их духовно. Однако в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя.
Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Поэтому приобщение детей к чтению объявлено задачей государственной важности. Взрослые ищут выход из создавшейся ситуации, с надеждой глядят учителя на библиотекарей, последние – на педагогов, и все вместе тревожно смотрят в сторону родителей…. И понятно, читающий ребенок начинается в семье, здесь любовь к чтению прививается самым быстрым и результативным путем – через личный пример взрослых. Поэтому и появилась потребность возобновить, активизировать центры семейного чтения.
В основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух», в отличие от «чтения про себя»; «семейное чтение» предполагает совместное (но не коллективное) действие; «семейное чтение» тесно связано с понятием «личная, частная, домашняя, семейная библиотека» – как библиотеки особого вида; в модели «семейное чтение», одновременно реализуются практически все важнейшие функции чтения (познавательная, воспитательная, развивающая, развлекательная, коммуникационная). В последнее время возрастает интерес к возрождению традиций семейного чтения, так как концепция современного образования базируется на формировании различных обучающих и воспитывающих сред, и понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его как своего рода развивающую среду.
Обязанность библиотекарей, как профессиональных читателей, экспертов детско-юношеской литературы, помочь родителям поддержать их стремление растить читающих детей; убедить мам и пап в том, что их собственное чтение является социально значимой деятельностью и их труд по воспитанию любви к чтению в семье чрезвычайно важен для общества. По правде говоря, родители воспринимают этот труд, как дело сугубо личное, внутрисемейное, хотя оно является важнейшей составляющей общественного развития, повышения духовного потенциала нации, формирования ее совокупного интеллектуального ресурса.
У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, это сближает их, они помогают ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. Чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще. Чтение в кругу семьи способно вызвать не только интерес к книге, но и помочь дать оценку многим жизненным явлениям и событиям, а также объединить и укрепить семью.
Организация работы центров семейного чтения требует от библиотекарей творчества. Поэтому хочется пожелать коллегам успехов, а родителям — стать волонтерами книжной культуры. Посещайте библиотеки всей семьей. Читающая семья – это здорово!
Фото из открытых источников.