В Молодежном театре-студии «Добрые люди» прошли мастер-классы под руководством Александра Дзюбы, руководителя Школы Профессионального Актерского Тренинга .
Для юных артистов это уникальная возможность познакомиться с актером, сыгравшим более 50 ролей, имеющим многолетний опыт работы в известных творческих коллективах: Театре Романа Виктюка и Театре Русской Драмы Эстонии. Но главное для студийцев — понять и освоить так называемый «дзюбинг» — систему тренировок, способствующую навыкам актерской профессии.
Александр Дзюба рассказывает, что его система тренинга появилась как результат изучения и применения известных практик актерского мастерства. В основу были положены многие практики, начиная с тренинга, полученного в театральном институте, затем исследования в области актерского искусства театра-лаборатории Ежи Гротовского, создателя «биомеханики» Всеволода Мейерхольда, «актерской психотехники» Михаила Чехова, актерских школ Ли Страсберга и Стеллы Адлер, «Лабораторного театра» Ричарда Болеславского, эксперименты самого Константина Сергеевича Станиславского.
— На основании всех этих практик начала выкристаллизовываться и проявляться моя собственная методика. В ее основе, безусловно, система Станиславского, зерно которой в том, что актеру нужны определенные упражнения, их нужно делать каждый день, чтобы хорошо играть в те моменты, когда вас не посещает вдохновение. Взяв за основу традиции великих мастеров, я создал довольно складную, состоящую из пяти элементов и пяти уровней контроля систему под названием «дзюбинг». Привнесенного осталось процентов 20: базовых упражнений, которые связаны с владением телом, какими-то элементами голосовыми, терминологией и так далее, но вся философия, вся начинка и подход к каждому упражнению, к его детализации – на 80 процентов мои, получены экспериментальным путем, проверены многолетней практикой. Система работает, помимо того, что тренинг востребован, его предлагают применять и в других сферах — не только для людей творческих профессий. Я способствую тому, чтобы человек мог найти творчески важные вещи для самореализации, которые, может быть, даже определят его предназначение. У людей, которые прошли со мной путь с 2013 года, с момента открытия Школы Профессионального Актерского Тренинга, творческий рост не вызывает определенного рода сомнений. Этим же определяется и востребованность моей системы, — уточнил Александр Дзюба.
В течение пяти дней со всей серьезностью и большим желанием студийцы старшей и средних возрастных групп осваивали практику, которая, в основном, предлагается подготовленной актерской аудитории. Для ребят тренинг – азбука внимания и воображения, навыки правильного нахождения собственного пространства, универсальности движения, чувства скорости, умения владеть собой, всегда оставаться объектом внимания, модель партнерских взаимоотношений, комфортности работы в коллективе, тренировка собственного воображения.
Предложение подобной практики ребятам из студии, руководитель тренинга Александр Дзюба оценивает, как смелый шаг художественного руководителя театра Ирины Шайтановой.
— Когда я увидел, что здесь не профессиональные актеры, мне очень понравилось. Это совсем молодые ребята, у которых только жизнь начинается, и если она начинается с таких мастер-классов, то я считаю, что это великое счастье. Очень здорово, что мы сотрудничаем с Ириной, благодарен ей и ребятам за предоставленную возможность встретиться и поработать. Я не расцениваю этих ребят, как непрофессионалов, то, что сейчас вижу — для меня очень важно – это желание и энергия молодых людей. Мне кажется, тут рукой подать до хорошего профессионального театра. Очень надеюсь, что у вас он будет, я вижу большое стремление его создать».
Наблюдая за тренировками Александра Дзюбы, Ирина Шайтанова в свою очередь отмечает, что студийцы сегодня приобретают уникальный опыт, который поможет ребятам в работе над спектаклями, а также в дальнейшем при выборе будущей профессии и не только творческой.
Система тренировок Александра Дзюбы опробована во многих коллективах страны. На Дальнем Востоке автор методики работает с театрами Хабаровского, Приморского краев, Сахалинской области. Он позиционирует себя как настройщик того, что нужно только умело подправить. В реальности полученные навыки помогают открытию собственных возможностей, созданию системы самосохранения себя, как личности и свободе выбора. А это важно не только в театральных коллективах, но и в жизни.
Сотрудничество Молодежного театра-студии «Добрые люди» с известными актерами, режиссерами и драматургами страны осуществляется в рамках реализации проекта «#ВСЕЧТОТЕБЯЗАДЕВАЕТ», поддержанного Фондом президентских грантов. Одно из основных его направлений — работа над повышением профессионализма юных артистов. Мастер-классы для ребят в этом году также проведут известный драматург Мария Огнева, актер Иван Забелин и студент ГИТИСа Владимир Урм. С целью изучения опыта работы профессиональных театров студийцы продолжат поездки на спектакли Хабаровского ТЮЗа.
Н. Новоселова