24 мая — День славянской письменности и культуры. Игры всерьёз

В рамках Дней Славянской письменности и культуры в Биробиджанской областной универсальной научной библиотеке им. Шолом-Алейхема открылась книжная выставка «Игры всерьёз».

Заведующая читальным залом БОУНб Надежда Панова знакомит с материалами выставки о русской народной игрушке:

Первую народную игрушку сделал ещё доисторический человек. Себе слепил горшок для еды, а из остатков глины дочке куклу, а сыну свистульку. Дети выросли и сделали такие же игрушки своим детям. Правда, многие народные игрушки предназначались вначале вовсе не для игры, а служили оберегом, а узоры на игрушке — магическими знаками.

В России много центров народных промыслов. В одних изготавливаются глиняные, а в других деревянные игрушки. Из всех русских детских глиняных игрушек наиболее известная Дымковская. Родилась игрушка на Вятской земле в слободе Дымково. Названа слобода так, потому, что в дымке постоянно находится: то от туманов, то от дыма из труб печных. Был в этой слободе праздник «Свистунья», к которому всё женское население Дымково лепило свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, праздник потерял своё значение, но промысел сохранился и получил дальнейшее развитие. Вместе с животными появились свистульки в виде нарядных женщин с коромыслом, либо с младенцем на руках, пирогами.

О том, как лепят, обжигают и разрисовывают игрушку, вы найдёте материал в альбомах на нашей выставке.

Кстати, дымковские орнаменты использовались при жеребьёвке на чемпионате мира по футболу в Москве, а также на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Кроме Дымково лепили свистульки в селе Абашево Пензенской области, только назывались они там дудками. Там же делали дудки сатирического характера: «Городовой на свинье» или «Городовой с взяткой».

В глубокой древности родилось каргопольское игрушечное ремесло. Глиняные игрушки здесь делают традиционно: лепят, обжигают, красят. Но есть другая игрушка у каргопольцев – обварная. Это когда готовую игрушку обмакивают в отвар из овсяной муки. И выглядит она как будто только что слепленная из вкусного ржаного хлеба. Даже пахнет аппетитно.

Не менее интересна игрушка деревянная. В конце 19 века в Подмосковье появилось Бабёнское кустарное общество, члены которого на токарных станках вытачивали игрушки в большом ассортименте. И не только игрушки в буквальном смысле этого слова. Среди них можно найти развивающие пособия для детей уже полугодовалого возраста. Наибольший же интерес вызывают многоместные игрушки: яйца, шары, графины, матрёшки. К вершинам творения, безусловно, относится 100-местное яйцо, сделанное для всероссийской выставки Фёдором Ромахиным. Если вы прочитаете про бабёнские игрушки, то узнаете, что игра в бирюльки вовсе не бесполезное дело, а очень даже увлекательное занятие. Посетив выставку вы узнаете об этом подробню.

Наверняка многие из вас видели игрушку, где мужик и медведь сидят по разные стороны и бьют молотком по очереди по наковальне. А ещё куры на кругу, клюющие зерно. Это изобретения богородских умельцев. А началось всё, согласно легенде, с того, что мать, дабы позабавить своих детей, одним взмахом ножа вырезала им игрушку из дерева-спеленатого младенца. Прошло время, а богородская игрушка и сегодня радует детей и взрослых. И приём резьбы сохранился тот же самый — маховый. Махнул ножом – вот тебе заяц с морковкой или конь-скакун. Но особенно любят богородцы образ медведя, ибо считают его обладателем и подателем доброй силы. Свои игрушки богородцы не красят, чтобы вместе с ней подарить людям цвет и аромат богородской липы.

Народные игрушки есть в каждой стране. И у каждой свой национальный характер. Наша игрушка простая, жизнерадостная, миролюбивая, яркая и сказочная.

Более подробный материал вы сможете найти в документах, представленных на выставке Биробиджанской областной универсальной научной библиотеке им. Шолом-Алейхема (ул. Ленина, 25).